четверг, 20 сентября 2012 г.

Велопоход по Горному Алтаю, август 2012

Пролог.

Были у меня планы посетить Горный Алтай в 2010 году, но не сбылись. И вот в 2012 нашлись попутчики на velorostov.ru - Аня и Вадим, с которыми мы и отправились в это эзотерическое путешествие. Итак, две недели в Горном Алтае на велосипедах и с хорошим настроением. Поехали!


1. Перелет.

9 августа мы погрузились в самолет Ростов-на-Дону - Москва, чтобы потом из Москвы попасть в точку старта нашего маршрута - город Горно-Алтайск. Никогда ранее не летал на самолете с велосипедом. Я наивно думал, что велосипед будет каким-то особым грузом и с ним будут обращаться как со спорт-инвентарем, бережно. Но уже в аэропорту при сдаче багажа стало ясно, что вел в чехле ничем не отличен от обычных чемоданов. Его пустили на конвейер.

Перелет до Москвы - всего полтора часа, до Горно-Алтайска - 3.5 часа, в Горно-Алтайск мы прилетели рано утром. Температура воздуха +15, дождь. Хорошее начало. Еще у меня было плохое предчувствие насчет велосипедов. И оно оправдалось. В процессе транспортировки погнули одну из двух алюминиевых трубок, в которую вставляется 20мм ось переднего колеса моего велосипеда. (Da Bomb HS-F20E с увеличенными подшипниками, версия ШеВа ) Это была неприятная неожиданность. Трубка должна быть идеально круглой, чтобы ось входила в нее. Пытались выровнять подручными средствами, но это могло только ухудшить ситуацию. Вадим предложил обратиться к авиамеханикам. Я бы сам не додумался. Это было очень логичное и верное решение. Ведь мы были в аэропорту! У механиков был всевозможный инструмент и трубку выровняли. Тогда я словил себя на мысли, как много зависит от каких-то маленьких железячек, когда едешь в велопоход. К тому времени когда трубка была выгнута, велосипеды Вадима и Ани были готовы, вот и мой в боевой готовности. Тревожное начало. Но уже скоро я отбросил плохие мысли. Вокруг нас уже возникали загадочные холмы. И свежий воздух. Прохладное утро. Дождь постепенно затих...


2. Путь к Телецкому озеру.




Горно-Алтайск оказался крупнее, чем я думал. Вполне себе город. Вроде Таганрога. Закупившись едой, йодоантиперином и репеллентом от клещей, мы двинулись в путь.

Дорога до Телецкого озера заняла у нас 2 с половиной дня. Неплохой асфальт, хорошая погода. У нас были "свежие" силы, в первый день проехали более 80 км, во второй и третий меньше - начались перевалы. Но сейчас они вспоминаются как незначительные. К обеду третьего дня - 12 августа - мы были в Артыбаше.



Где-то возле Козыл-Озека.




Какая-то деревня, сейчас уже не помню, какая именно. Возможно, Ускуч. Здесь я купил небольшую баночку меда. Оказался очень вкусным, никогда такого не пробовал. Мы распили его сразу же и решили, что купим позже еще и больше. Но это было неверным решением, такого ароматного нам больше не встречалось на пути.


Добрый знак "Спуск" 


Вид на Бию с моста возле Верх-Бийска.


Коровы гуляют по дороге 


 3) "Жесть"


3.1 Телецкое озеро

В Артыбаш мы прибыли к обеду 3го дня похода. На этом закончился первый этап поездки и начиналось самое интересное! Нужно было переправится на южную оконечность Телецкого озера.

Пообедав в местном придорожном кафе, мы отправились искать катер, который возьмется нас переправить. При слове "паром" люди на пристани пожимали плечами. Ну да, паром когда-то здесь ходил, в советские времена. Нам нужно было найти катер. И это оказалось проще простого, один мужичок позвал другого и мы вышли на Андрея. Андрей сказал, что к обеду на озере поднимается волна и отправится можно только рано утром, пока волны нет. Кто бы мог подумать - волны на озере. Оказалось, это серьезная проблема для мелких судов. Да к тому же нам повезло. Андрей утром следующего дня должен был забирать кого-то с южного берега, это было нам очень на руку, т.о. мы сэкономили прилично денег, т.к. заплатили только за путь в одну сторону, вышло по 1200 с человека. А проплыть предстояло 80 км - немало. По нашему генеральному плану переправа должна была занять у нас минимум полдня, но оказалось, что эти катерки ходят очень быстро. Нам было обещано добраться за 1.5 часа!



Договорились на 5.30 по местному времени. (Которое, кстати, на 3 часа опережает московское)
Этой ночью мы ночевали в домике, довольно бюджетно сняли комнату недалеко от причала. Времени еще было много, мы успели прокатиться по Артыбашу, закупить еду на все дни "жести", искупаться в Телецком озере (мы с Аней) и даже заказали баню на вечер. Баня оказалась прекрасна. Баня из кедрового сруба!

Утром следующего дня мы проснулись рано, быстро собрались. Андрей уже ждал нас.


Погрузка рюкзаков и велосипедов заняла минут 15, между велосипедами я предложил положить одеяло-тряпку, еще осталось, чтобы накрыть их сверху. Еще мы их связали. А то ведь волны, еще выпрыгнут из катера :)


И вот все готово. Отправляемся в путь!


Солнце еще не встало. Треть пути катер нас мчит по предрассветному озеру.







И только мы оказываемся близ мыса Ажи, как показалось солнце из-за гор. Более прекрасного восхода я еще не видел. Это был один из самых удивительных моментов похода! Мы все трое фотографируем не жалея места на флешках наших фотоаппаратов. Вот какие кадры получились у меня:









Потом мы взяли направление на юг, солнце спряталось то ли в облаках, то ли за поднимающимися по ходу движения горами. Поднималась волна. Андрей сказал, что нам может не повезти, если волна будет с юга. Но все нормально. Волна в это утро шла с северо-восточного залива Камда. Потому мы продолжили путь с приличной скоростью. Меня стало немного укачивать и я задремал. После такого восхода можно и отдохнуть - решил я. Тем временем катер огибал один мыс за другим, двигаясь на юг, к южному берегу - нашей цели.


3.2 Долина реки Чулышман

И вот мы на месте. Сразу стало ясно, что началось самое интересное. Вокруг была красота!
Мы высаживаемся из катера, вытаскиваем велосипеды. У меня было потрясающее ощущение "ну вот наконец"!


Вадим и Аня с велосипедами на берегу. Это было место, откуда начиналась дорога по долине Чулышман. Река Чулышман впадала в Телецкое озеро слева от дороги.


На самом мысе были какие-то постройки, стояло несколько джипов и палатки.


Техника на заслуженном отдыхе 


Река Чулышман и вид на долину.

Довольно быстро мы добрались до Балыкчи.


Местные на серверном берегу Телецкого озера советовали нам не задерживаться в этой деревни, проезжать ее поскорей. И несколько следующих тоже проезжать не останавливаясь. Мне не нравилось такое положение вещей, т.к. меня интересовали люди в этой глуши. Но безопасность группы важнее.



В Балыкче я все таки делаю несколько фото, местных фотографировать не решаюсь. Нагнали на нас страху...





Начиная с этого утра вокруг нас была сказочная красота. Ехать по долине реки Чулышман - это как прибывать в каком-то возвышенном состоянии все время, мы конечно фотографировали, но передать этот простор, объем, всю эту красоту сложно фотографией. Но мы старались!




Дикий крыжовник.


Царство камней.



(можно увеличить)


Такую речку можно увидеть только в сказке


Поражал своей красотой не только макромир, но и микро- 


Наткнулись на одиноко стоящую будочку с молоком, рыбой и лепешками. Да, надо сказать, что дорога, по которой мы ехали, была действующей. Покрытие - гравий, довольно крупные камни. Время от времени мимо нас проезжали машины. Глушь глушью, но места эти уже довольно популярны среди любителей "джипинга". Это немного меня расстроило. Уж этих машин я не хотел здесь видеть, они здесь были лишними.

Но что поделаешь. Приходилось не обращать на них внимание. Да и не так часто они курсировали.


Наши 5ые точки после этой гравийки были возмущены!




Здесь и на фото с Балыкчи можно наблюдать местные аилы, что-то вроде юрты из бревен. Они нам встречались и повсеместно и до Телецкого озера. Этот тип постройки очень распространен в Горном Алтае.


Деревня Коо.




(можно увеличить)

В этот день мы проехали порядка 50 км - неплохой результат с учетом покрытия дороги и утренней переправы.



К 5 часам мы прибыли к Урочищу Ак-Корум (Аккурум), известному своей достопримечательностью - каменными грибами.

Название Аккурум переводится как «Белая осыпь». Вообще «курумами» называют скопления крупных глыб и обломков прочных скальных пород, образующихся в результате выветривания на пологих склонах и у их подножий. Одной из особенностей курумов является их медленное перемещение вниз по склону. Особенностью этих курумов в ущелье Карасу являются каменные грибы. Это необычные формы рельефа, образованные в процессе выветривания и водной эрозии неоднородных горных пород. Грибы образовывались примерно следующим образом: глыба из прочной породы послужила своеобразным зонтиком для своего основания. Со временем, более мягкая порода вокруг основания размывалась осадками, а «стебель» рос.

Добраться до этих самых грибов не так просто: сначала нужно переплыть на катере реку, которую вброд не перейдешь в этом месте. Воспользовались услугой паромщика за 300 р. Потом еще пришлось потрудиться, чтобы залезть поближе к грибам, но это того стоило. Мы с Аней сделали это. Вадим остался внизу.

Говорят так же, что этим грибам осталось жить меньше столетия. От этого их ценность как памятника природы увеличивается - они создавались дождями тысячелетиями и вот скоро умрут (в связи с размытием почв и землетрясениями, которые время от времени происходят на Горном Алтае). Видимо, ничто не вечно.


Алтайские горы сформировались в байкальскую и каледонскую эпохи, но испытали вторичный подъем в мезозойскую и кайнозойскую эры. Начало формирования Алтайских гор относится к концу байкальской складчатости, когда начали возникать северо-восточные хребты. На юго-западе ещё существовало море. В каледонскую и герцинскую эпохи, дно моря смялось в складки, внутренние силы выжали их вверх образовав горную страну. Горообразовательные движения сопровождались сильными извержениями вулканов, изливавшими лаву на поверхность молодых складок. Начала подниматься высокая горная страна. В мезозойскую эру Алтайские горы постепенно разрушались под действием солнца, ветра и других природных сил. За миллионы лет, бывшая горная страна превратилась в равнину с возвышенными участками. В кайнозойскую эру на Алтае вновь возникают тектонические процессы альпийского горообразования.
Вечер, как оказалось, не самое удачное время для фотографирования грибов, солнце их уже не освещало. Надо было фоткать утром или днем. Тогда бы вышло что-то вроде этого



А вот мои фотографии:








Еще фотографии долины, микро и макро взгляд.


"Облепиха облепи меня!" 

На следующий день мы совершим подвиг, но мы пока не знаем об этом. На долину спускается ночь.


(можно увеличить)

Переночевав у реки, на следующее утро мы двинулись в путь. Впереди нас ждали 40 км по долине и перевал Кату-Ярык, который мы не планировали преодолевать в этот день...


3.3 Перевал Кату-Ярык

Это был пятый день похода. И этот день начался в долине Чулышмана. Генеральный План был составлен еще в Артыбаше, и по нему мы в этот день должны были доехать до перевала и стать в долине перед подъемом. Но уже с утра было ясно, что есть шансы подняться сегодня. Погода была ясная, камни на дороге стали меньшего диаметра, двигаться можно было быстрее.
Кату-Ярык (южноалт. Кату Jарык) — перевал в Алтайских горах, на территории Улаганского района Республики Алтай, Россия. Представляет собой крутой спуск в долину реки Чулышман, проложен он в склоне горы, крутизна склона ~70% (63°). Высота от подножия — 800 м, длина — 3,5 км, 9 поворотов, средний уклон — 18% (10°), покрытие — грунт, камни. Перевал проходим для транспорта высокой проходимости. Высота у подножия — 670 м над уровнем моря, смотровой площадки — 1200 м. До 1989 года автомобильной дороги, спускающейся в долину реки Чулышман, не было — жители окрестных деревень пользовались крутой конной тропой, или же водным путём через Телецкое озеро. В 1987 году по инициативе директора совхоза «Советский Алтай» началось строительство автомобильного спуска в долину Чулышмана. Открытие перевала Кату-Ярык состоялось в октябре 1989 года. 20.07.11 началось строительство нового перевала, который станет более безопасным альтернативным спуском.
Об этом мы читали. И все 40 километров до перевала я думал "какой же он на самом деле? сможем ли за оставшееся время преодолеть?"

Пока я думал об этом вокруг происходили красивые виды









Несколько портретов здешних камней:







Мне они показались довольно интересными ребятами, знают эти камни дай боже сколько всего, но молчаливые... :)


Местный арт (ручка от двери в туалет)





Ближе к обеду на горизонте показались темные тучи. Мы приближались к перевалу...



И вот он.



Табличка гласила "ВНИМАНИЕ! Будьте предельно осторожны! Начинается горный перевал Кату-Ярык, протяженность 3.5 км" (Вадим делал грандиозное групповое фото всех нас с этой табличкой)

Я подумал "ну вот оно!". У подножья перевала была кафешка и какие-то постройки. Я еще сказал Ане, что тут наверняка должна быть комната с психиатром для впечатлительных.  Мы решили пообедать. У нас было время на подъем! Всего 3.5 км! Это не так уж и много! А времени на подъем у нас было часа 4. Точно успеем.

Пока обедаем смотрим на "бедные" легковушки, взбирающееся на перевал. Зрелище жалкое. Джипы выглядят на нем более солидно.

После обеда Аня и Вадим решают скрутить педали с велосипедов. Отсюда снизу видно, что это писец (надеюсь, кто-то сделал внушительные фото снизу). Придется толкать велосипед, т.е. использовать "велопешок" (как я его называю). Я же решаю оставить надежду на покорение вкручиванием. (наивный). Смазываю цепь. Поднимаю максимально высоко сидушку. Блокирую вилку локаутом. Итак, мы собираемся эмоционально к предстоящей жести. Аня и Вадим уходят пешком вперед, я делаю последние приготовления. Перед табличкой засекаю время на компе. Хочу поставить какой-нибудь рекорд! Поехали!...

Да, точнее, пошли! Первый локальный подъем я заезжаю педалированием, и тут становится ясно, что это нереально. Большие камни. Уклон местами более 20%... Но я не теряю надежду. И тут у меня появляется дополнительный стимул - туристы с заплечными рюкзаками! Я думаю "ну нет, они меня не обгонят!" А толкать велосипед реально сложнее, чем идти с заплечником. Но я намеревался не сдаваться. Туристы начали меня догонять. Я добавил темпу, нужно было оптимизировать процесс толкания и я нашел способ более удобный. Одной рукой держался за руль, другой тянул за седло. Потом менял сторону. Получилось немного оторваться. Где-то уже на середине начались участки, где можно было ехать! Вот оно! И тут велосипед оправдал себя. Туристы все больше отставали. Я был рад! Даже сделал фото процесса



Чем ближе к топу (TOP), тем выше стимул поставить какой-нибудь рекорд. Ну мало ли, может, кто-нибудь когда-нибудь захочет вот как я проехать на веле с 15 кг рюкзаком этот перевал на время?..

Есть у всех перевалов одно замечательное свойство: когда вершина близка, появляется ветерок. Это знак, что скоро победа. И вот ветер уже дует сильно и заветная табличка на окончании серпантина (с той же тревожной надписью). Мое время 1 час 7 минут!

Я доволен. А тем временем тучи сгущаются. Я успеваю побродить по окрестностям, фотографирую.
Делаю вот такое пафосное фото:



Вид сверху.




Не забываю про мелочи.

Через полчаса поднимается Вадим, еще немного и показывается Аня. Аня - молодец!



К тому времени, когда мы трое оказываемся наверху, погода совсем портится. Начинается дождь. Мы прячемся в беседку, одеваем штормовую одежду уже под шум дождя. Дождь идет, потом прекращается. Котовасия! Надо искать место для ночлега. Воды нет. (Не потащишь же с собой воду на перевал.) Потому решено искать речку. Узнаем у проезжающих джипов, говорят, что речка будет километра через два. Ага. Для справки табличка о завершении перевала Кату-Ярык не означает, что закончился подъем. Фактически верхняя точна дороги, поднимающейся от подножья Кату-Ярык находится на высоте 2080 м.н.у.м. а мы сейчас поднялись на высоту порядка 1300 м.н.у.м. Что тут говорить? Два километра до воды все так же вверх. Подъем конечно не такой уже крутой, но после Кату-Ярыка сил совсем осталось мало. Через час небо проясняется. Мы едем к воде.





Заветная река обнаружена, наконец можно расслабиться. Это был тяжелый день. Ставим палатки. Разжигаем костер...




 
Маршрут за день


 3.4 Через горы к Чуйскому тракту

Погода на высотном участке нашего маршрута царила крайне переменчивая. Ночью шел дождь. Утром наши палатки освещало солнце. Неподалеку текла речка-ручеек, чуть дальше дорога вверх.





Позавтракав и собравшись, отправляемся в путь. Подъем.




Прекрасные животные.












Еще один локальный подъем.

К обеду погода снова портится. Больше фото в этот день я не делал. Накрапывал дождь. Вот заветный локальный топ, отметка 1510 м.н.у.м. на генштабе. Вокруг лес, стоит беседка, стульчики, местная девушка с мужем организовали эдакий тип-стоп для проезжающих. Выглядит очень мило. Решаем пообедать. Пока ждем заказ, поднимается ветер и начинается ливень. Прячемся под шатер-кухню. Это было везение - переждать такой дождь под крышей. Вакханалия прекращается так же стремительно, как и началась. Можно ехать дальше. Теперь спуск. Спуск до Улагана. Но радости особой нет, температура воздуха порядка 15 градусов, холодно и мокро. Проезжаем Балыкуюль, тут уже кусками начинается асфальт. Асфальт - это хорошо, какие-то позитивные изменения. Но вместе с асфальтом и дождь усилился. В этом даже что-то есть - крутить под дождем...

Часам к 5 мы спускаемся в Улаган, мокрые и замерзшие. Ночевать в палатке ни у кого желания нет. У Вадима и Ани промокли рюкзаки и есть подозрение, что намокли спальные вещи. Решение простое. Останавливаемся в Улагане. Несколько часов пришлось искать жилье. В деревне происходило такое непонятное городскому жителю действо как - сенокос. Да, надо сказать, что с сеном в этих районах туго, трава не вырастает высокой. Когда мы приехали в Улаган, все были на сенокосе. Нашли гостиницу, но там никого, и хозяев нет. Поехали в другое место. Еще подождали. Наконец-то! Нас приютили в домике, включили отопление. Сушимся, пьем чай, жизнь удалась.

Проехали за день порядка 30 км.



На следующий день запланирован Улаганский перевал, верхняя точка 2080 м.н.у.м. Завтракаем в местном кафе,
выдвигаемся. Погода хорошая! Теперь можно вкручивать с удовольствием. Чистый воздух, хорошая дорога. К обеду становится даже жарко. Обнаруживаю у обочины заросли брусники! Останавливаюсь. Да тут настоящий лесной рай:


Брусника и гриб.




Маслята.



Скоро меня догоняют Вадим и Аня, мы вместе принимаемся за бруснику. С пряниками она отлично идет. Просто объедение! На этой поляне мы зависли, наверное, на полчаса. Тут и маслята растут и всякие цветы лесные.

Через несколько часов мы достигаем очередного топа нашего маршрута - Улаганский перевал.
Теперь спуск до самого Чуйского тракта! Ура!




Виднеются снежные шапки ??? хребта.









Проезжаем чреду озер, среди которых одно называют мертвым. Аня с Вадимом фотографируют его. Спускаемся к красным воротам. Местная достопримечательность. Дорогу прорубили в скале, скала на солнце отливает красными оттенками. Это техногенная достопримечательность. По мне так, грибы были круче :)

И хотя ворота имеют рукотворное происхождение, сегодня их считают памятником природы Горного Алтая.
В тридцатых годах прошлого века проход в скалах был пробит при строительстве дороги. Розово-красный оттенок породе придают соединения ртути (киноварь). Айгулакский хребет, через который проложена трасса, раньше был чрезвычайно опасным местом для путешественников: дорога здесь была узкой, проходила она по гребню гор, двигаться по ней могли лишь пешие и конные странники. Чтобы соединить селения нормальной дорогой, пришлось прибегнуть к взрывным работам, в результате которых Красные ворота были расчищены настолько, что строители смогли проложить по берегу Чибитки шоссе для автомобилей, а через саму реку устроили мост.




Еще немного и мы стремительно спускаемся в Акташ - деревню на Чуйском тракте.

Федеральная автомобильная дорога Р-256 «Чуйский тракт» — автомобильная дорога федерального значения Новосибирск — Барнаул — Горно-Алтайск — государственная граница с Монголией. Является частью азиатского маршрута AH4 (Новосибирск — Бийск — Ярантай (Монголия); Урумчи — Исламабад — Карачи). До 31 декабря 2017 года также может применяться старый учётный номер М52. Протяжённость автомагистрали — 962,604 километра. Пересекает территорию трёх субъектов Российской Федерации: Новосибирскую область, Алтайский край и Республику Алтай. Исторический Чуйский тракт, от которого получила своё наименование автодорога Р-256 «Чуйский тракт», является частью современной дороги от Бийска до границы с Монголией протяжённостью около 630 км.


Закупаемся едой для ночевки и следующего утра. Теперь наш путь будет лежать по Чуйскому тракту до самого Горно-Алтайска. "Жесть" пройдена, заканчивается седьмой день похода. По чуйскому тракту нам предстоит проехать еще порядка 350 км, среди которых будет два серьезных перевала. Шансы успеть есть, но расслабляться пока рано. Мы выезжаем из Акташа на хороший асфальт со свежей разметкой.



В этот день мы проедем еще порядка 10 км по чуйскому тракту и вечером, став на стоянку близ поселка Чибит, увидим настоящее светопреставление. Но об этом в следующей главе :)

.......
Нитка маршрута за 7ой день






 

4. Чуйский тракт

Дорога Чуйского тракта поприветствовала нас в конце седьмого дня похода прекрасным закатом.



А на утро следующего дня прекрасным восходом.



На холме, с которого я делал эти фото, были обнаружены древние курганы.




Цитата:
Курган — разновидность погребальных памятников, распространённая на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Характеризуется, как правило, сооружением земляной насыпи над погребальной ямой. Выделяются многочисленные типы курганов, характеризующиеся особенностями конструкции погребальной камеры и насыпи.


Восьмой день, мы спускались вдоль реки Чуя. Переменчивая погода опять сулила дождь. Внезапно краем глаза я замечаю маленького зверька, который резво спрятался за камень, когда я проезжал мимо. Оставить это так было невозможно. Нужно было разобраться. Вадим и Аня тем временем уехали вперед, я рисковал сильно отстать от них. Я обошел кругом территорию, где бал замечен зверек. Никого. Уже собрался идти обратно к велосипеду, как зверь вновь показался! В общем, за последующий час я принял решение идти к велосипеду и ехать дальше, наверное, раз пять. Но прекрасный зверь появлялся вновь и подпускал к себе все ближе. И вот я уже лежу на траве, фотографирую. Познакомьтесь, это пищуха!


Недоверчиво смотрит на меня.





Фотографируя пищуху, я с трудом мог сдержать восторг граничащий со смехом. Отличный вышел фотосет! :)


Самыми жизнерадостными обитателями Горного Алтая, помимо пищух, мне показались дети. Они часто нам махали рукой и смеялись. Или же разинув рот смотрели на наши велосипеды.



Взрослые были безразличны к нам, у них было и так много забот.

Утро девятого дня. Дождь. Наша стоянка. Готовим завтрак и собираемся под тентом.


Выдвигаемся. Красивые пейзажи не оставляют нас.





Большую часть дня едем под дождем. Правда, он меня не останавливает перед тем, чтобы заехать поглазеть на древние петроглифы.

Горный Алтай без преувеличения можно назвать страной петроглифов. На Алтае они обнаружены почти везде.

Петроглифы были известны местному населению как "бичикту-кая" или "бичикту-боом" ? писанные скалы. Часто под "бичикту-кая" подразумевались скалы, на поверхности которых сохранились не только рисунки, но и надписи, обычно рунические. Аналогичное название петроглифов как "писаниц" было распространено в Сибири в XVIII-XIX вв.

Петроглифический комплекс "Ялбак-Таш" ("Калбак-Таш"). Является одним из крупнейших в Горном Алтае сосредоточений наскальных рисунков различных эпох от бронзы до периода этнографической давности. Исследования 70-80-х годов этого комплекса вызвали огромный интерес во всём научном мире к данному памятнику. Кроме того, "Ялбак-Таш" расположен в непосредственной близости к Чуйскому тракту, что позволяет эффективно использовать его в туризме.
Шел дождь и фотографировать было сложно, да и сами петроглифы на мокром камне были плохо видны.
Более подробно можно почитать и посмотреть фото тут

http://altai-go.ru/index/petroglificheskij_kompleks_quot_kalbak_tash_quot_quot_jalbak_tash_quot_iodro/0-71

По Чуйскому тракту:


Место, где Чуя впадает в Катунь. Начинается медленный подъем вдоль Катуни.







Останавливаемся на ночлег на одной из баз на берегу Катуни.



Следующий день - подъем на перевал Чике-Таман.


Завтрак готовим в аиле 




Перевал Чике-Таман.

В этот же день спускаемся до отметки 600 м.н.у.м.. Встретили на своем пути двух французов на велосипедах. Общение получилось сумбурным. Мы выяснили только, что они едут в Улан-Батор (!!! - через Горный Алтай и пол Монголии!). Они же интересовались, откуда мы и встречали ли мы на своем пути еще велосипедистов. Я ответил, что мы видели еще 3 группы до них. Мне показалось, французы были слегка удивлены, что мы из России. (возможно, уровень нашего английского был близким). Мы спускались, они - поднимались по дороге. Место и время было неподходящее для долгой беседы, а жаль. Так мы и попрощались. Я вот теперь жалею, что не взял у них какие-нибудь координаты. Интересно же, как завершится их поход...

Вечером разбиваем лагерь на живописной поляне.








Закатный Чуйский тракт.


Ужин 

Под утро следующего дня мы чуть дубу не дали, ночью был мороз.


Замерзшие капельки на тенте аниной палатки.

Сегодня мы проедем самый серьезный перевал на чуйской дороге - Семинский перевал. Пришлось попотеть. Жара стояла днем знатная. Я поднялся довольно быстро, но чуть тепловой удар не схватил. На перевали обедаем. Отдыхаем. После Семинского перевала вниз! Только вниз. У нас остается еще 4 дня. Мы успеваем!

На следующий день мы едем не спеша. Заезжаем в Горно-Алтайский ботанический сад, любуемся разными растениями и закупаем травяного чая.






Местный сорт яблони.

Вечером 13го дня мы добираемся до озера Ая. Следующий день мы проведем на базе. Я успею сгонять в Горно-Алтайск за варганами в местную мастерскую по заброшенной дороге (спасибо генштабу)  Так же в этот день мы устроили фото-охоту на бурундуков. Результаты довольно скромные.



Но все же. Бурундуки мне показались очень веселыми. Так что мультик про Чипа и Дейла достоверно отражает реальность


Недалеко от Горно-Алтайска.

На следующее утро у нас вылет домой. Ночью мы выдвигаемся в аэропорт, там разбираем велосипеды. Поход завершен!




Машем крылом Горному Алтаю!

Комментариев нет:

Отправить комментарий