пятница, 26 октября 2012 г.

Грузия в октябре: горсти лета прозапас

Когда в Ставрополе уже начинались прохладные дни и холодные ночи, мы с Леной отправились в Грузию - страну гор, винограда и вечной весны. Из Невинномысска до Владикавказа ночным поездом мы добрались в тепле и уюте. В соседнем купе сидел священник в черной рясе и юный белокурый велотурист Виктор. Виктора осенний ветер занес прямиком из Москвы. Познакомились мы уже на перроне Владикавказа, когда тот собирал велосипед. Мне конечно же стало интересно. Оказалось, Витя держал путь туда же — в Грузию, собрался побывать в Тбилиси и Кахетии. Я даже немного позавидовал ему, ведь в Грузию на велосипеде — это классно! Судя по всему, Витя не был матерым туристом, но его ясный взгляд, кучерявые волосы и московский натиск, наверняка стали бы решением любых проблем. Мы пожелали Вите счастливого пути и отправились на автовокзал.

Как оказалось, официальных маршрутов из Владикавказа в Тбилиси нет. Довольно угрюмый вокзал ютил в себе множество таксистов и маршруточников, цена почти у всех была одна - 1,5 тыс. рублей с человека. Но мы нашли вариант за тысячу, отказавшись от варианта поехать стопом. Нам хотелось поскорее оказаться в Тбилиси, который, между прочим, находился всего в 200 км от Владикавказа.

До Верхнего Ларса мы добрались быстро. О приближении к границе возвещала вереница машин, которую мы лихо объехали и стали в самое начало очереди. Такое развитие событий нам понравилось. Таможенный контроль на российской стороне прошли быстро, мужчина в форме спросил, глядя на мой рюкзак: "Чего это тебе дома не сидится?", я сказал, как обычно в таких случаях, что еду к друзьям.

Граница с Грузией, фотографирую с телефона.

На грузинской стороне все прошло еще быстрее. Проверили паспорта, — и вот мы в Грузии!

Пятнадцать минут до Степанцминды, маршрутка останавливается, у меня появляется шанс сделать несколько фотографий.

Водитель не спешил ехать дальше. Выясняется, что в маршрутке сидит женщина, приходящаяся женой некому молодому человеку, который в данный момент проходит контроль на границе. Все мы ждали ее мужа, чтобы передать ему его жену. Мы с Леной подумали, что муж сядет в нашу маршрутку и мы поедем дальше. Но вот удивительно, когда муж приехал, то жена вышла и уехала с ним на машине. Почему она не могла подождать мужа в кафе? Во время почти часового ожидания никто из пассажиров не возмутился, напротив: все радовались, пили пиво и смеялись. Теперь мы точно в Грузии!

После Степанцминды начиналась "ерунда", по словам нашего водителя. А "ерунда" — это Военно-Грузинская дорога, устланная туманом, с грунтовым покрытием, безо всяких указателей и ограждений, да к тому же узкая, одним словом — опасная.

Военно-Грузинская дорога («дорога Небесного ущелья») — историческое название дороги через Главный Кавказский хребет, соединяющей города Владикавказ (Северная Осетия) и Тбилиси (Грузия). Длина 208 км. Дорога поднимается по долине реки Терек, пересекает Скалистый хребет по Дарьяльскому ущелью, затем по ущелью реки Байдарка поднимается к Крестовому перевалу (высота 2384 м), откуда спускается в долину реки Белая Арагви и по правобережью реки Кура подходит к Тбилиси.

Глядя время от времени в туманные пропасти из окна, что простирались в метре от обочины, мы двигались в Тбилиси, и только к вечеру достигли цели. Ночной незнакомый город, дошли до района серных бань, отыскали хостел. Комната на третьем этаже, рядом замечательная терраса на крыше. Утром следующего дня нас порадовали такие виды:

Так сложилось, что в первый же полноценный день прибывания в Грузии мы отправились в Мцхету.

Основан во 2-й половине 1 тысячелетия до н. э. По преданию город основал легендарный Мцхетос. «После смерти царя Картлоса его жена разделила земли между сыновьями. Среди них старший Мцхетос — поселился в месте стока рек Арагви и Мтквари (Кура), построил город и назвал его своим именем».

Испанский автор XIX века Хуан Ван-Гален, побывавший в этих местах, говоря о Мцхете, также отмечал, что один из ближайших потомков Ноя, именно Месхет, основатель города, избрал его своею столицей, и не столько из-за прелести места, сколько из-за его удобного расположения. Город отстоит на пятьдесят лиг от Арарата – горы, к коей пристал после потопа Ноев ковчег. В IV веке до н. э. картлийским царём Азо (Азови) объявлена столицей Картлийского царства. С конца V века н. э. столица Картлийского царства переведена в Тбилиси. До окончания строительства собора Самеба во Мцхете находилась кафедра Патриарха Грузии.

В Мцхету добраться было не так легко, если учесть, что каждый местный знал какую-то свою правду о том, как туда попасть. Но скоро мы освоились в Грузии. В Грузии нужно искать свою собственную правду.

Деревушка очень милая, "вылизанная" на государственные средства до состояния "не придерешься". Все тут было новым: дома, резные заборы, крыши. Только от старинного собора веяло средневековой древностью.

Светицховели — животворный столп — кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в Мцхете

В самом центре Мцхеты мы познакомились с местным жителем. Он пригласил нас к себе во двор, угостил хурмой и виноградом, растущим вот прям тут. Нужно было только протянуть руку, чтобы заполучить эти вкусности. Потом он рассказал нам о том, что скучает по России, что у него там много друзей, а визу ему — гражданину Грузии — получить почти невозможно. В конце мужчина показал нам фотографию заснеженного Питера и сказал: "Вот это красота"...

Следующий день мы посвятили Тбилиси. Это большой и красивый город со своей уникальной историей. Нам интересен был конечно же старый город, благо, мы жили в самом его центре.

То тут, то там мы находили надписи на русском. Даже часть табличек с названиями улиц содержала дублированные названия на кириллице. Да и сами Грузины (те, что постарше) отлично говорили по-русски. Жизнь налаживалась. Город странным образом сочетал в себе каменные средневековые храмы и крепости с hi-tech сооружениями, людей европейской наружности с людьми востока. Тема единства Востока и Запада постоянно всплывала в моем сознании. Часто я замечал здесь резные опоры на балконах, порождавшие воспоминания об Индии. Но вот еще квартал, — и все таки мы в Европе.

Случайно нам удалось побывать в местной арт-галерее на открытом воздухе.

И вообще, как стало ясно, в Тбилиси много творческих людей.

Прекрасный рассвет на крыше хостела "Luda".

Новый рассвет предвещал нам дорогу в Батуми. Но волей судьбы мы туда не попали, зато отправились в Поти.

Поти  — морской порт и город в Грузии, на западе страны, в регионе Самегрело — Земо-Сванети в устье реки Риони, побережье Чёрного моря. Поти был построен на месте античной греческой колонии Фазис. Город стал одним из главных трёх морских портов Грузии в XX веке.

Это было эзотерическое путешествие в путешествии. Утренней электричкой мы очутились в настоящем лете. Когда в Тбилиси было градусов 20 выше нуля, то тут в 11 утра уже жарило солнце и хотелось поскорее снять с себя все и отправиться купаться в море. Вот мы и направились к морю, но нашли его не сразу. А то что нашли, нам сначала не очень понравилось. Пляж был загажен мусором, выброшенным штормами. Ну что же. Такая вот постапокалиптическая картина.

Но все же море — это дух свободы. И глядя на его бесконечный простор, можно даже забыть про мусор и про все на свете.

Не известно, сколько часов мы провели в лете. Их было много или мало — никто уже не скажет. Это была странная поездка. Возможно, мы нашли там совсем не то, что искали. Но это осталось в памяти как сон.

Вот и все. Следующим утром нам нужно было двигаться обратно в сторону Владикавказа. Теперь выбирать можно было только из легковых такси. Но это даже к лучшему. Погода в этот день была ясная, сквозь окно фотографирую горы.

Уже у самой границы к нам подсаживается Анатоль. Это новый человек в нашей истории. Никто из нас и предположить не мог, что Толик — белорус. Но стоило ему заговорить на чистом русском языке, как стало ясно, что он не горец, хотя его заросшее лицо наталкивало на такое заключение. Толик путешествовал по Грузии и Армении, а вот теперь ехал с нами в машине. Как оказалось, у него почти закончились деньги, и на тот момент его цель была — попасть в Краснодар к другу. Нам с Леной этот странник понравился. И потом мы помогли ему сесть в поезд официальным "зайцем", до Невинномысска мы ехали в одном вагоне. Нашлось много интересных тем, Анатоль рассказывал про Испанию, Белоруссию и прочие свои путешествия, а мы — немного про свои.

За окном уже была ночь.  Мы во всю гоняли чаи и болтали, как откуда-то из соседнего купе раздался крик женщины. Скорее стон. Сначала я не придал этому значения. Но уже через полчаса стоны участились. "Рожает!" — кто-то крикнул из середины вагона. Представить это страшно — рожать в плацкартном вагоне. Но быть свидетелем — это незабываемо. Когда стало ясно, что начались схватки, в вагоне все перешли на шепот, а крики девушки только накаляли психологическую обстановку. Но что поделаешь. Роды — это естественный процесс, все осложнялось тем, что не было врачей и условий. Принимал роды худощавый проводник, парень лет 30. Поезд стоял в Георгиевске, а девушка все кричала. Ближайшая станция, на которой скорая могла забрать будущую мать — Минеральные Воды, это в получасе езды. Но воды отошли только поезд тронулся. Мне было страшно. Так, словно это мой ребенок собирается родиться. Все, кто помогал, начали бегать. Нужен был нож или ножницы, чтобы перерезать пуповину. Я быстро достал свой походный ножик и отдал девушке-проводнику. Скорую уже вызвали, и она ждала в Минводах, но ребенок родился здесь и сейчас. Никогда не слышал, как кричат новорожденные. Это было чудо! Пуповину перерезали обычным кухонным ножом, мои ножницы не пригодились. Ребенок закричал тонким недовольным голоском, все стали аппладировать и радоваться.

В Минеральных Водах во время стоянки в вагон забежали медики, ребенок был жив, а мама даже сама смогла выйти из вагона. Потом ее положили на носилки и повезли вместе с младенцем в больницу. Это было начало абсолютно новой жизни, новой истории. А наше путешествие в Грузию на этом окончилось.

1. саспенс удался, читал затаив дыхание.
    последний кадр очень мощный, просится на стену.

2. Роды в поезде. Офигеть. Ребенок вырастет - будет что рассказать :)